На пути к устойчивому пчеловодству. Введение

        22 Январь 2014

   Давид Хеф

Этот документ включает в себя статью, опубликованную в четырех выпусках The Beekeepers Quarterly  (выпуски 91, 92, 93 и 94, 2008) и Введение, где рассматриваются некоторые этические моменты пчеловодства. Введение было добавлено, поскольку в нем подчеркиваются цели устойчивого пчеловодства, некоторые моральные принципы, которые более фундаментальны, чем просто устойчивое ведение хозяйства. Это Введение, посвященное этике, скорее, попытка ответить на вопрос «почему» в отношении данного подхода, чем на вопрос «как».  Тем, кто не желает выяснять, «почему»,  можно начать непосредственно с более практических вещей, которые излагаются в Части I данной работы (стр. 5)

Этика сельского хозяйства и окружающей среды в приложении к пчеловодству.

Этика сельского хозяйства и окружающей среды – сравнительно новая академическая дисциплина. Журнал с таким названием начал издаваться с 1988 г., а Совет по пищевой этике был основан 10 лет назад.  Однако эта область знаний хорошо развита и представляет некоторые перспективы в отношении пчеловодства.

В моем понимании этики, действие является моральным, если оно осуществляется по свободному выбору, т.е. без какого-либо принуждения типа инстинкта, норм, культуры, религии и т.п. Более того, очевидно, что личность, производящая данное действие, понимает и осознает правомерность мотивирующих его моральных принципов, т.е. он/она осознает идеал, которому никто не принуждает следовать. Таким образом, мы не можем дать предписания, которым пчеловоды обязаны следовать. Они сами должны выбрать свой путь.

Не придерживаясь экстремальных точек зрения, например таких, что мы вообще не должны отнимать мед у пчелиных семей, определим четыре возможные моральные установки или фундаментальные позиции в отношениях к природе в целом, и к пчелам в частности, которые могут быть обоснованы с позиций морали: господин, управляющий, партнер и участник. Есть множество переходов от крайне антропоцентричных до крайне биоцентричных позиций, или от наиболее утилитарных точек зрения до благоговения перед истинной ценностью живых существ. Пожалуйста, отметьте, что ни одна из приведенных здесь четырех позиций не является более важной или этически оправданной, чем остальные. Пчеловод имеет возможность абсолютно свободного выбора своей позиции и места.

Господин

Господин полагает, что природа предназначена для поддержания существования человечества. Это просто источник сырья для человеческих потребностей, который должен завоёвываться, контролироваться, подчиняться и одомашниваться. Господин ищет максимальной практичности и выгоды, какая только возможна легально и экономически. Природа сама по себе следует курсом проб и ошибок естественного отбора. Но при разведении процесс проб и ошибок проходит более эффективно за счет ограниченного стартового материала и выбраковки неудачных образцов.

Пчеловод-господин будет модифицировать генетический материал своих пчел любыми доступными методами, если это сулит выгоду. Это может быть искусственное осеменение и даже технология рекомбинации ДНК. Если он не может найти желаемого генетического материала в своей местности, он будет импортировать его даже с другого конца света. Он будет содержать своих пчел в таких условиях, которые дают ему максимальный контроль над ними, используя рамки, вощину, маток других пород, синтетические акарициды, антибиотики, прерывание роения и т.п. Если возможно, он попытается исключить любую тенденцию к роению и самозамене матки. Ценя свой труд, он будет проверять улей с такой частотой, какая необходима для осуществления полного контроля.  Он возьмет столько меда, сколько возможно, и добавит сахар взамен. Выполняя прибыльный контракт по опылению, он увезет пчел за тысячи миль. Используя стратегию постановки рамок и корпусов вразрез, он будет уверен, что пчелы чувствуя пустое пространство над своими головами, будут срочно его заполнять.

Управляющий

Управляющий тоже рассматривает природу с позиций антропоцентризма, но, в отличие от господина, признает некоторые пределы. Он ощущает себя не потребителем, а  уполномоченным на использование природы. Управляющий, по крайней мере, признает необходимость заботиться о живых существах вне зависимости от того, насколько они напоминают людей и способны ли страдать. Проблема, следовательно, в шкале ценностей, которую управляющий устанавливает. Хотя интересы человека превалируют над интересами животных и растений, последние признаются более важными, чем чисто экономические интересы. Соответственно, общество допускает, что животные могут использоваться в различных целях, но устанавливает границы этого использования. Однако пчелы оказываются за пределами этого контроля. Управляющий заботится о сохранении видов, защите экосистем; порой интересы человека должны отступить, чтобы не вывести природу из состояния равновесия. Управляющий не хочет нарушать целостность природы, но с удовольствием одомашнит ее в определенных пределах.

Пчеловод с мировоззрением управляющего отдает предпочтение традиционным методам селекции, но, подобно господину, в случае необходимости прибегнет и к современным технологиям, например, при риске утраты видов в регионе в связи с эпидемией. Он будет содержать своих пчел так, как это делает большинство пчеловодов, возможно, избегая крайностей, таких как подрезание крыльев матки или запрет пчелам зимовать на своем меду. Он будет контролировать роение обычными способами, пытаясь, однако установить баланс между частотой осмотра и тем вредом, который он причиняет семьям. Он также будет проверять соты и, соответственно, обрабатывать их, возможно, предпочитая несинтетические акарициды и, несмотря на антибиотики, сочетать перемещение сот со сменой матки.   Он готов переместиться со своими семьями на небольшие расстояния, если уверен, что на новом месте больше нектара и пыльцы. Оценивая, сколько ульев необходимо для данной местности, он, скорее, ошибется в сторону уменьшения.

Партнер

Партнер рассматривает животных как потенциальных союзников, признавая, что они имеют свой собственный “голос” при взаимоотношениях с людьми. Он воспринимает природу как взаимодействие жизненных форм, в которое каждый участник вкладывает свою собственную выразительность и самоценность. Это не конфликт с научным подходом, а дань уважения природе. Человечество отличается от других жизненных форм не только биологическими особенностями, но и свободой строить сознательные взаимоотношения с природой, этическим отношением к ней. Партнерские взаимоотношения, тем не менее, асимметричны, так как они складываются между жизненными формами различного уровня сложности. Потребностям партнера отвечают органические или экологические способы ведения сельского хозяйства; при этом устойчивое хозяйство не обязательно должно быть органическим. В таких хозяйствах допускается технологическая эксплуатация, однако  животные не должны принуждаться к выполнению несвойственных для своего вида функций. Эксплуатация может быть даже взаимовыгодной. Поощряется биоразнообразие, в том числе и разнообразие домашних видов.

По сравнению с господином и управляющим, пчеловод-партнер  готов смириться с более низкой прибылью в обмен на поддержание своих пчел в условиях, более благоприятных для них. При разведении он избегает любых лабораторных методов, основанных на генетических модификациях, но, тем не менее, готов принять  матку, выведенную с помощью селекции.  Его улей может быть с рамками, а может и без них. Если улей с рамками, он сделает их достаточно большими, чтобы держать расплодное гнездо в одной корпусе.  Если он использует вощину, хотя бы в качестве стартовых полос, она будет из воска, произведенного в семьях, которые не обрабатывались синтетическими химическими веществами. Если он не практикует ограничение матки, то постарается свести к минимуму возможность матки попасть в корпуса для меда. Он создает оптимальные условия для существования здоровой пчелиной семьи, снижая частоту проверок, уменьшая плотность размещения ульев на местности, позволяя развиваться трутням и зимовать на собственном меду.  Если, несмотря на эти меры, его пчелы заболеют, он скорее пойдет на замену матки, сотов, или на выбраковку семьи, чем на применение химических веществ. Для борьбы с варратозными клещами он будет использовать муравьиную кислоту, которая уже присутствует в улье, или другие естественные акарициды,  не загрязняющие воск. Для выращивания новых маток и увеличения количества семей он будет следить за процессом роения, включаясь, когда подойдет время получить отводок.

Участник

Участник воспринимает природу как совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных жизненных форм. Человечество – неотъемлемая часть природы, и уважение в отношении прочих организмов связано не только с их собственной ценностью, но и со сложностью живых систем. Бесчисленные связи между организмами имеют дополнительную ценность, превышающую их пользу для человечества. Участник вовлекается в эти связи более глубоко, чем партнер. В установлении границ вмешательства человека в природу участник более биоцентричен, чем партнер. Вмешиваясь в природу с целью производства продуктов, он старается при этом как можно лучше использовать естественный динамизм природных процессов. Он основывает науку и технологию на целостном подходе по отношению к изучаемым явлениям. Но позиция участника не означает несовместимости с передовыми технологиями. Например, они могут использоваться для изучения состояния данного животного с целью лучшего соответствия условий культивирования с его собственной природой.

По сравнению с партнером, интересы пчеловода-участника даже более ориентированы на своих пчел и их вклад в окружающую среду. Он работает с пчелами, адаптированными к данной местности, разводя и отбирая их для получения наиболее здоровых семей. Он готов отказаться даже от скромного урожая меда, если есть риск кормить пчел сахаром. Он готов отказаться от применения вощины в рамках. Таким образом, пчелы сами определяют оптимальный размер ячеек, их распределение в семье и численность трутней, необходимую в данный период. Он избегает постановки корпусов сверху,  побуждающих пчел заполнять пустое пространство, которое постоянно появляется над ними, как  ненужного стресса для семьи. Учитывая, что пчелы работают сверху вниз, он предоставляет им дополнительное пространство под семьей. Это помогает минимизировать роение, связанное с недостатком места. Его матки свободно перемещаются по всему улью.  Если пчелы все же намерены роиться, а пасека расположена не очень близко к городу, он позволяет им это делать и использует рои для создания новых семей. Он старается тревожить семьи как можно реже, может даже только один раз в году, а вместо этого наблюдает за пчелами вне улья, делая выводы по звукам внутри улья и поведению насекомых  у летка. Он никогда не использует химические вещества для обработки.  К варроатозу он относится с позиции коэволюции и взаимной адаптации пчел и клещей. Он собирает мед с одной или нескольких верхних надстроек, если там нет выводка, оставляя достаточно меда для зимовки семьи. У него нет желания вернуться к практике применения репеллентов при сборе меда. К перемещению семей он прибегает неохотно и только в тех случаях, когда естественные источники питания пчел оказываются под угрозой. Он приветствует научные исследования пчел, включая сложные аналитические технологии, особенно те, которые подсказывают ему, как лучше содержать пчел или как сохранить данный вид и его местообитание.

Этическая матрица

Из всего вышеизложенного  очевидно, что между различными принципиальными позициями нет четких границ. В самом деле, отношение пчеловода к природе и своим пчелам может вписываться в две позиции, или перемещаться между ними в зависимости от предпринимаемых действий. Другая форма этической оценки – этическая матрица. Четыре принципа медицинской этики – милосердие (делай добро), безопасность (не навреди), автономия (свобода выбора) и законность (справедливость) – можно применить в отношении пищевой этики, объединив первые два под общим названием «благосостояние» (здоровье/благотворительность). Четыре заинтересованные стороны можно объединить в категории: с/х животные (в нашем случае пчелы), производители, потребители и биота (окружающая среда). Цель подобных дискуссий в этике – согласование различных интересов путем обсуждения, как вышеназванные три этических принципа (благосостояние, свобода и справедливость) приложимы к интересам четырех групп.  Это можно объединить в «этической матрице (табл.1)

При заполнении ячеек данной матрицы предполагается, что с приведенными оценками согласны как потребители, так и производители. Категории, приведенные в таблице, могут, конечно, изменяться, удаляться или добавляться в зависимости от целей тех, кто проводит оценку. Матрицу можно использовать для проверки, как какое-либо действие в производстве меда отразится на интересах четырех сторон в отношении трех принципов. Например, не все действия пчеловода могут отразиться непосредственно на нем и на его пчелах. Продукты распада синтетических пиретроидов, использованных против варратозных клещей, могут концентрироваться в меде. Переизбыток в регионе медоносных пчел может привести к вытеснению и даже вымиранию местных диких пчел, что негативно скажется на биоте.
Независимо от своего отношения к природе, любой пчеловод, желающий дать этическую оценку своим действиям, может использовать данную матрицу как способ ее структурирования. В этой матрице представлены те же четыре категории, что и в оригинале . Однако в пчеловодстве есть еще две категории, более узкие, которые тоже нужно принять во внимание: соседи и другие пчеловоды в окрестностях. Мы должны учитывать, как наши действия повлияют на их благосостояние и свободу.
Законодательной базы, регулирующей пчеловодство, не существует. Все когда-либо принятые законы касаются норм морали мужчин или женщин. В основе любого закона лежат очевидные мотивы благополучия, свободы и справедливости. Можно предположить, что люди, занимающие крайние позиции по отношению к природе, а именно господин и участник, более склонны к нарушению закона, хотя и по разным причинам. Допустим, мотивы выгоды могут привести к пренебрежению пищевыми стандартами. Примером может служить наличие в меде антибиотиков и сахарозы. А пчеловоды, придерживающиеся практики полностью натуральных сот на пасеках, где рамочные ульи не используются, могут не зарегистрироваться в органах власти и даже скрыть свои ульи (от ветеринарного контроля).



Оставить свой комментарий

2014 © Жил-был пчеловод · Вход ·

Goodwin